Главный герой Warhammer 40 000: Space Marine, капитан Титус,
принадлежит к ордену ультрамаринов, настоящей военной элите. Он может
похвастаться отменной квадратной челюстью, даже в самой опасной ситуации
сохраняет ледяное спокойствие и привык, чтобы к нему обращались «мой
господин».
На первобытной войне всех со всеми, которой охвачен мир Warhammer 40
000, только таким уберменшам и место. Потому что, когда по ту сторону
фронта — натуральные космические орки, обычный человек точно не устоит.
На этот раз зеленокожие высадились на планету Грайя, где земляне
производили по давно утерянным технологиям «Титанов» — боевые машины
невменяемой разрушительной силы. Во вселенной Warhammer 40 000 для таких
случаев предусмотрена процедура под названием «экстерминатус», в ходе
которой в зависимости от метода уничтожается либо все живое на
поверхности планеты, либо непосредственно она сама. Но завод по
производству «Титанов» слишком ценен, поэтому на поверхность
десантируется отряд ультрамаринов во главе с Титусом. Их цель — отбить
атаку орков и продержаться до подхода подкрепления.
Весь мир в труху!
Space Marine напоминает одновременно Gears of War и God of War.
Примерно 60% времени вы проводите, поливая орков и другую нечисть
свинцом и плазмой, а оставшиеся 40% — добиваете в ближнем бою тех, кто
все же сумел прорваться сквозь огневой заслон. Набор инструментов для
корчевания скверны — крайне щедрый. Обычный болтер, снайперский болтер,
гранатомет (с липучими радиоуправляемыми зарядами), чудовищно мощная и
медленная разновидность шотгана, лазерная винтовка — всего и не
перечесть. Оружия так много, что игра постоянно предлагает что-то новое.
► К имперской гвардии космические десантники относятся по-отечески.
И как правило, полезное. В Space Marine приходится пользоваться всем
наличным арсеналом. Сама игра построена таким образом, чтобы заставить
вас переключаться между разными видами оружия. Патронов нередко не
хватает, а враги часто требуют индивидуального подхода. Разработчики же
без всяких колебаний могут натравить на вас одновременно немаленькое
войско обычных зеленокожих гопников с дубинами и приплюсовать к нему
взвод пулеметчиков на крышах. Стреляют орки, между прочим, метко.
В отличие от Gears of War, в Space Marine об укрытиях даже не
слышали. То есть ваши враги, конечно, прячут хилые тела за контейнерами и
обломками колонн, но самому космодесантнику в окопе отсиживаться как-то
не по чину.
Теоретически отсутствие укрытий должно было бы заставить нас чувствовать себя более уязвимыми, но Relic
позаботилась о том, чтобы у игрока была возможность если не спрятаться,
то хотя бы подлечиться в горячке боя. Делает он это тоже очень
по-вархаммеровски: единственный способ восстановить здоровье в Space
Marine — это провести оглушенному врагу фаталити. Поскольку в процессе
используются инструменты вроде меча-пилы, выглядит каждое «применение
аптечки» максимально зло.
► Людям, которые раскрашивают миниатюры от Games Workshop, стоит
обратить внимание на идеально воссозданный дизайн доспеха. Слабо
покрасить так же?
Крепче стали
Warhammer 40 000: Space Marine — развлечение исключительно грубое и
жестокое. Никакой игры ума, никакой морали. Только смерть, кровь и
тяжелый молот с налипшими осколками чьей-то дурной головы. Один дикий
адреналиновый приход. Это одновременно благословение и проклятие.
С одной стороны, легко забыться в горячке боя, и тогда Space Marine
на несколько минут превращается в лучший экшен на свете. Орки валят
толпой, со всех сторон стрельба, и вы — в центре этого вихря, с огромной
секирой наперевес.
► А вот и злополучный «Титан». Управлять махиной Титусу, к сожалению, не доведется.
С другой — на чистом адреналине игру вытянуть довольно сложно.
Организм привыкает к жизни в режиме «полный вперед», а потом начинает
понемножку уставать от нее. Восторг все чаще сменяется раздражением.
Некоторые эпизоды начинают казаться просто несправедливыми. Хороший
пример — уровень на поезде-таране, который вам нужно остановить,
раздолбав при этом орочий корабль сопровождения.
Вам дают в руки оружие, которым вы раньше никогда не пользовались,
помещают на плоскую, как стол, платформу и нацеливают прямо между глаз
скорострельные пулеметы. Пока поймешь, как обращаться с тяжеленной
пушкой, где укрываться, как вообще себя вести, — проходит очень много
времени. Удовольствие от процесса перестаешь испытывать где-то на
половине.
Попутно начинаешь замечать, что мир будущего по версии Relic состоит
из одинаковых коридоров, залов и развалин. Можно раз за разом
переигрывать один и тот же уровень или честно идти вперед по сюжету — и
не заметить никакой разницы в декорациях. Разве что изморозью стены
вдруг покроет. И на том спасибо.
► Реактивные орки встречаются только один раз в игре — во время скучного «виртуального тира».
МненияЛьвиную долю игры капитан Титус не щадя себя бьется с орками —
дикими, неудержимыми, воспринимающими войну как спорт и ничто не
ценящими ниже собственной жизни. Тем интереснее, что герой Space Marine и
сам почти не отличается от зеленокожего громилы.
Игра постоянно провоцирует вас действовать: броситься в гущу
схватки, дать мечу напиться вражеской крови, включить режим ярости и
расшвырять матерых орчар, как котят.
Обратите внимание: это именно та безрассудная тактика, которой,
согласно канону, придерживаются сами орки. В Space Marine эти твари,
наоборот, кажутся даже более рассудительными, чем «хладнокровный»
космодесантник. Они часто атакуют издалека, бегут от опасности, прячутся
в укрытиях.
Такое ощущение, что Титус слишком долго сражался с орками и
невольно перенял их повадки. Это для Warhammer 40 000 в принципе не
ново: не зря же один из самых распространенных сюжетов в этой вселенной —
внутренняя трансформация под воздействием хаоситской скверны. Может
быть, в Space Marine мы наблюдаем то же самое… минус щупальца. Во всех обзорах, что на западных сайтах, что отечественных, все
любят говорить о том, что Relic никогда не делала экшенов, и отсюда все
проблемы Space Marine. Но это не совсем так: еще в 2006 году студия
выпустила весьма необычную помесь экшена со стратегией The Outfit, во многом опередившую время.
Мультяшная стилистика и сильно различающиеся герои — за год до выхода Team Fortress 2, разрушаемое окружение на уровнях — за два года до появления Battlefield: Bad Company.
За убийства противников игроки получали особые очки, которые можно было
потратить на вызов джипа или танка, установку пулеметного гнезда или
нанесения артудара по вражеским позициям, и мы в редакции провели немало
веселых вечеров, сражаясь друг против друга в режиме Split-screen.
Но эксклюзивность для Xbox 360, которая к марту 2006-го
находилась в продаже меньше полугода, и смешанные отзывы прессы не
позволили проекту пойти в массы. А жаль — вместо того мультиплеера, что
есть в Space Marine, я бы с удовольствием сыграл по правилам The Outfit,
перенесенным во вселенную Warhammer 40.000.
Вердикт
Вообще-то играм вроде Space Marine традиционно не очень везет.
Они слишком нишевые, слишком хардкорные и при этом — недостаточно
проработанные. Против Space Marine играет и то, что с разницей в пару
недель на прилавках появилась Gears of War 3, с которой детищу Relic
тягаться все же сложновато.
|