Современный игрок — зверь капризный. Угодить ему сложно, вызвать восторг — тем более. И чтобы хоть как-то задобрить нас с вами, игроделы часто идут на хитрости и расширяют границы жанров. Сейчас, вот, редко встретишь ролевую игру без жирной доли экшена, шутеры частенько пестрят RPG-элементами, а к гоночным аркадам прикручивается возможность выбираться из машины и устраивать апокалипсис на улицах города. Фантазия авторов порой заходит настолько далеко, что они умудряются выдавать и совершенно безумные гибриды, вроде Wars & Warriors: Joan of Arc: экшен в открытом мире с управлением сразу несколькими персонажами, ролевая система, боевка в стиле японских слэшеров, и военная стратегия с осадами замков и управлением многотысячными отрядами.
Авторы «Тевтонского Ордена» на подобное пока что не отважились, границы своих глобальных стратегий продолжают расширять стремительно.
Игры в песочнице
Вот что собой представляла прошлая игра серии, «История войн: Александр Невский»? Набор обособленных карт для тактических сражений, где после каждого боя мы «прокачивали» свое войско и в дальнейшем использовали его, дополняя новыми отрядами. В новом творении от Unicorn суть не изменилась. Только теперь на место бездушного меню, переносящего нас строго из одного уровня в другой, пришла стратегическая карта, вроде той, что вы могли видеть в Mount & Blade.
Заэкранные просторы оной полностью открыты для исследования и могут похвастаться огромными территориями, включающими восемь стран — от Руси и Скандинавии до Священной Римской Империи и монголов. То тут, то там шныряют вражеские и союзные персонажи, с которыми можно как поболтать (диалоговая система предусматривает даже несколько вариантов ответов!), так и померяться силами. Повсюду разбросаны замки и маленькие деревеньки, где разрешается нанять солдат, наведаться в местный лабаз или взять задание. К тому же, играем мы теперь за обычного командира рыцарского ордена, комтура, которого никто не заставляет двигаться четко по сценарной ниточке. Вытеснить языческую угрозу за пределы Пруссии в XIII веке можно в любое удобное для нас время. Благо, Тевтонскому ордену и без этого есть, чем заняться.
Например, бандитами и вражескими рыцарями, которые могут напасть внезапно. Принять вызов, откупиться или дать деру — решать вам. Избежать стычки, впрочем, несложно — как и в King’s Bounty, тут можно улизнуть прямо из-под носа противника; какое-то время он будет за вами гнаться, но неохотно и недолго.
Еще стратегическая карта добавила в игру такой нелишний элемент, как захват замков. Выгнать из теплой конуры какого-нибудь зажравшегося правителя — дело и выгодное, и увлекательное. К осадам прилагаются и соответствующие машины: катапульта, таран, требюше и многие другие. Смотрится штурм весьма реалистично — лучники одаривают нападающего градами стрел, копейщики на стенах мешают солдатам, ползущим вверх по лестницам, а стоящий поодаль мангонел устраивает дождь из каменных глыб, разбивающих в пыль вражеские укрепления.
Купить, продать… забрать
После захвата поселение, впрочем, будьте уверены — врагов у вас меньше не станет. В игре присутствует продвинутая политическая система, и с любой из восьми стран-участников можно как подружиться, так и конкретно рассориться. Причем дружба с одним государством неминуемо отразится на отношениях с другим. И, как правило, не в положительную сторону. Если Польша воюет с Литвой, а вы пьете чай за одним столом с польским предводителем, то вряд ли литовцы будут вам улыбаться при встрече.
Лучший способ подлизаться к одной из фракций — выполнить пару-тройку «карательных» поручений. Но у глав государств проблемы не только с разбойниками. Им что нужно — царств побольше, земель поширше да красивую принцессу в придачу. Волей-неволей приходится посягать на владения других правителей. Кому помочь и с кем враждовать? Моральный выбор поджидает за каждым углом.
Хотя, с большой опытной армией подобные мелочи уходят на второй план. Но раздобыть тысячу-другую сорвиголов — дело долгое, кропотливое и затратное. Как найм солдат, так и их обучение стоят немалых денег, да и не надейтесь выйти из боя, не понеся никаких потерь. А чтобы восстановить потрепанный после битвы отряд снова придётся расстаться со звонкой моной. И тут открывается еще одна возможность, припасенная разработчиками — заработать можно не только выполнением заданий и победами над противниками, но и торговлей. Купить дешевле, продать дороже — если вас не пугает перспектива по сто раз бегать из одной точки в другую, чем не вариант?
Было бы много, если бы не было так мало
Такое впечатление, что все эти два года, прошедшие с момента выхода «Александра Невского», Unicorn Games Studio только и работала, что над стратегической картой. Игровой процесс, безусловно, с ее появлением серьезно расширился, но досадно, что практически все остальные элементы транзитом перенесены из прошлой игры.
В сражениях, за исключением осадных миссий, изменений нет. Бои масштабны, радуют тактическими изысками, но всё ещё не дотягивают до уровня последних частей Total War. Графика тоже ничем новым похвастаться не может. Размытая картинка предательски выдает несовершенство устаревшего движка, особенно при приближении камеры.
Да и пресловутая стратегическая карта, увы, не добралась до сетевого режима. Из обновок в мультиплеере — только штурм и оборона крепости с гибкими настройками: можно биться как один на один, так и, к примеру, три на три. Авторы, конечно, обещают исправить это досадное упущение в следующей игре, но «Тевтонский Орден» от этого всё равно ничего не выигрывает.
Вообще, тактические бои «Истории войн» отличаются от оных в Total War. Не столько по механике, сколько по ощущениям. Total War заметно неторопливее – большие отряды, огромные открытые пространства… А для «Истории войн» характерна большая насыщенность карт препятствиями и чуть ускоренный темп боя, особенно применительно к конным отрядам. В результате тут чуть больше внимания приходится уделять манёврам и микроконтролю. Проскакать конницей между лесами, скалами и отрядами пикинеров, подгадать удачный момент, быстрым наскоком проредить вражеский тыл и молниеносно отступить – такие операции здесь проводить заметно проще и удобнее.
Бои в «Истории войн» – это несколько другой опыт, чем в Total War. Так отличались, скажем, «Казаки» от Age of Empires. Вроде и похоже, а сядешь играть – выяснится, что геймплей заметно другой.