Французские
революционеры были неприятно удивлены, когда после непродолжительного, но
яростного штурма Бастилии обнаружили в крепости всего семь заключенных: четырех
контрабандистов, двух психов и одного неугодного собственному отцу аристократа.
Похожие чувства вызывает и Stronghold 3: от игры ожидаешь как минимум возможности
построить собственный неприступный замок, но на деле оказывается, что все свои
фантазии придется реализовывать в Minecraft или настольной Carcassonne.
Развалина
Суть оригинальной Stronghold была, напомним, как раз об этом — о том, как
буквально на пустом месте вашими заботами воздвигаются несокрушимые стены и
башни, собирается непобедимое войско, а построившие все это великолепие
простолюдины ликуют, славя прозорливого правителя. Разработчики смешали в одной
игре сразу три разновидности стратегии: экономическую, строительную и военную.
В Stronghold 3 те же самые люди формально попытались сохранить ключевые
элементы ими же придуманной формулы, но потерпели сокрушительное фиаско.
► Развитие любой крепости начинается с одинокой хижины и лениво потягивающегося лорда.
Самое дикое в
игре — это война. Над солдатами в Stronghold 3 явно поработал Урфин Джюс. Заторможенные болваны
застревают в зданиях, во время осады бьются в стены замка как мухи в стекло и
реагируют на команды через одну.
Адекватно
маневрировать даже небольшой армией — крайне непростая задача. Ни о каких
тактических построениях речи даже не идет: какая уж тут тактика, когда в большинстве
случаев даже сложно сказать сказать заранее, как отреагируют подчиненные на
вашу команду — пойдут в атаку, займутся выкапыванием рва на полпути или просто промаршируют
мимо врага. Все — из-за того, что игра требует предельной точности движений.
Если промахнулись на пиксель влево или вправо попытка не засчитывается.
► Чтобы на карте появилась хотя бы вот такая стена, должно пройти немало времени.
Бизнес-модель
Можно конечно закрыть
глаза на неуклюжую боевую механику и заняться экономической частью, тем более,
что Stronghold 3 как раз предлагает
две одиночные кампании на выбор — военную и экономическую. Но и это не спасает
от разочарования.
Стоит лишь раз
хорошенько все обмозговать, определить оптимальное количество построек и их
расположение, а потом миссию за миссией строить один и тот же поселок.
Собственно, игра сама подталкивает вас к этому: в Stronghold 3 есть только два
варианта решения любой проблемы: заранее заданное и неправильное.
► Осадные машины крайне полезны при штурме — если, конечно, доедут до пункта назначения и не развалятся по пути.
Тематическое
разделение кампаний, кстати, довольно условное. В обеих предполагается, что
ваше поселение будет развиваться каждый раз в одинаковом ключе — с достаточной
защитой от врагов и работающей инфраструктурой.
Есть, впрочем,
и третий режим — свободный. Но и он в итоге оказывается неполноценным: карты небольшие
и чтобы построить что-то реально интересное, нужно потратить немало игровых лет
и часов реального времени: пока крестьяне соберут достаточное количество
ресурсов для возведения стен.
► На этих каменоломнях крестьяне будут работать не один десяток
лет. Если ощущаете тягу к благотворительности, можете еще одарить их
волом.
В Stronghold 3
не работает, кажется, вообще ничего. Во всем скрыт какой-то изъян, какая-то
мелкая деталь, которая либо ломает геймплей, либо лишает процесс всякой
привлекательности. Такое ощущение, будто тебя специально стараются усыпить или
вывести из себя.
Поэтому тем,
кто давно любит Stronghold, лучше не приближаться к ней, чтобы не портить
приятных воспоминаний, а тем, кто ничего о серии не слышал и хочет попробовать
ее в первый раз, лучше обратиться к предыдущим выпускам. Они точно доставят
больше удовольствия.
Странно
конечно, что создавали все это более-менее те же люди, которые работали над
оригинальной игрой. Видимо некоторым разработчикам просто везет в первый раз.
|