Кажется, мы уже смирились с тем, что жанр масштабных стратегий
монополизировала серия Total War. А нечастые попытки смахнуть творение Creative
Assembly с Олимпа приводили к тому, что и Warhammer: Mark of Chaos, и Imperial
Glory, и
отечественная «XIII век»,
выйдя на ринг против «тотального» чемпиона, уже в первом раунде отправлялись в
нокдаун.
Венгерская Neocore Games, дебютировав с игрой Crusaders:
Thy Kingdom Come,
поначалу тоже не выделялась перед коллегами по мидкарду. Но вскоре, ударив
крепким King Arthur: The Role-playing Wargame,
эдакой фэнтезийной вариацией Total War, а затем устроив марш-бросок по Ближнему
Востоку в исторической Lionheart: Kings' Crusade,
студия заявила о своей конкурентоспособности в полный голос.
Все могут короли!
В King Arthur 2 мы снова перевоплощаемся в
мифического британского вождя. Хоть Артур в первой части и расправился с выходцами
из преисподней, насладиться идиллией ему и жителям Британии не удалось.
Королева Моргауза, единоутробная сестрица короля бриттов, положила глаз на
владения своего брата и выпустила из заточения древних демонических монстров.
Те благодарно принялись стирать с лица земли все, за что бился Артур, и превратили
города в развалины, а леса — в пустоши.
► За такие земли не стыдно побороться!
Начинаются наши странствия со знакомой картины: в
распоряжении главного героя есть замок, который можно улучшать и нанимать в нем
солдат. Вокруг — чужая территория. Цель игры сводится к захвату сторонних
провинций с попутным привлечением на службу новых рыцарей. С ними нужно
нянчиться, развивать навыки, отправлять на выполнение заданий, а между делом
налаживать личную жизнь, подыскивая жен. Путешествия на глобальной карте, как и
в «Героях меча и магии», происходят в пошаговом режиме — один ход равен
одному сезону, причем зимой, как и прежде, герой передвигаться не может.
Макростратегический режим со времен первой части почти не
изменился. Мы все так же изучаем технологии, помогающие, например, получать
доступ к новым видам войск или принимать новые законы и налаживаем жизнь в
подконтрольных нам провинциях, уменьшая налоги и обеспечивая жителям пищу и
безопасность. Зато игра эволюционировала масштабно. Заэкранные территории
расползлись примерно раза в три и органично сплелись с нелишней обновкой —
логовами (снова привет «Героям»!), позволяющими нанимать всевозможное зверье.
Ну и, конечно, вернулись полюбившиеся поклонникам и незаслуженно забытые в
дополнениях текстовые квесты — визитная карточка серии. Нечто подобное вы могли
видеть в тех же «Космических рейнджерах».
► Лучник бьет издалека, но всегда наверняка!
Простой набор реплик вполне достоин хорошей RPG от BioWare —
позволяет хитрить, решать проблему грубой силой или идти на уступки. Почти
любой выбор влияет не только на итог самого квеста, но и на отношение к вам
«соседей». А сохранять «чистую» репутацию весьма полезно. Союзная провинция
будет не только заключать с вами торговые сделки и предлагать различные бонусы
— она может и согласиться на объединение земель.
► Надо удивить противника — пойдем в бой трезвыми... И голодными.
Королевская битва
Как ни странно, сражения в King Arthur 2 — далеко не
главный элемент. Путешествия по глобальной карте настолько увлекают, что
баталии начинают восприниматься как приятный довесок, а не как основа геймплея
— недаром в игре предусмотрен автобой.
В тактических сражениях появился новый род войск — летающие отряды,
вносящие в игровой процесс свою изюминку. Порядком доработан баланс: теперь
лучники не смогут в одиночку перебить всю вражескую армию. Да и с магией
разобрались — если раньше оппонент атаковал магией внезапно и вероломно, то
теперь игра заранее предупреждает о том, что противник приступил к чароплетству,
и дает вам время как-то от него защититься. Скажем, поставить магический барьер
или наградить «иммунитетом» самых важных бойцов.
► Они улетели, но обещали вернуться.
Как правило, искусственный оппонент работает весьма
грамотно. Прикрывает лучников, ослабляет армию игрока заклинаниями, добивает
кавалерией потрепанные отряды. Но в определенные моменты ИИ проявляет «чудеса
сообразительности». Представьте ситуацию: ваша армия стоит на пригорке, лучники
осыпают стрелами приближающуюся вражескую пехоту. И тут герой противника
расслабленной походкой заходит с фланга и буквально в двух метрах от вас... неспешно
принимается колдовать — хотя ничто не мешало ему заняться тем же на другом
конце карты. В итоге бедняга, утыканный сотней стрел, принимает «контрольный
удар» от руки рядового мечника.
В остальном к King Arthur 2 трудно придраться. Игра
затягивает, что называется, по самую макушку: вы захватываете и отстраиваете
города, следите за своими рыцарями, развивая их, как в полноценной RPG,
участвуете в детально проработанных квестах, влияющих на дальнейшее прохождение
и на финал всей игры. Но если на глобальной карте Neocore нет равных, то по
части сражений «Артуру» еще есть куда расти.
Создатели отечественной стратегии «XIII век» и ее
продолжений прекрасно понимали, что немалую часть аудитории проекта составят
поклонники Total War, и оттого сделали управление в сражениях точно таким же —
благо The Creative Assembly за долгие годы отшлифовала его до блеска. Венгры из
Neocore не осознали этого даже ко второй части своего детища, поэтому, если вы
впервые знакомитесь с King Arthur, готовьтесь к массе неудобств.
Привычные комбинации для выбора всех лучников или всей
пехоты не работают; выделить все отряды одного типа двойным щелчком нельзя;
построение войск после перемещения работает просто отвратительно; задать боевую
формацию всей армии сразу перед сражением невозможно; кнопки в интерфейсе
ужасно мелкие и совершенно неинтуитивные... Словом, раздражающих мелочей
хватает, к тому же битвы сильно тормозят даже на компьютере, без малейших
проблем переварившем Shogun 2!
При всем при этом играть интересно — текстовые квесты и
ролевая система разнообразят глобальный режим, а почти в каждом бою найдется
непростая задачка. Например, враг укрепился за рекой, захватил обелиск, дающий
заклинание «молнии», и обстреливает ею ваши отряды. Придется разделять армию на
две части и устраивать фланговый обход через дальнюю переправу, а остальными
силами атаковать в лоб, чтобы отвлечь огонь. Но все это выполнено настолько на
любительском бюджетном уровне, что постоянно жалеешь про себя, что эту же идею
не реализовала какая-нибудь студия поопытнее.
|